Впервые термин "творческий туризм" предложили Г. Ричардс и К. Реймонд в 2001г. подразумевая под ним путешествия, в результате которых развивался творческий потенциал туристов благодаря активному обучению навыкам и ремеслам характерным для места отдыха, оставляя гостям своеобразный «интеллектуальный сувенир». Ключевым элементом в этом виде путешествий является активное вовлечение гостей в жизнь местного населения. Как следствие, гости стремятся к потреблению товаров местных производителей и традиционных ремесел, что положительно сказывается на региональной экономике и благосостоянии местных жителей. Углубление социокультурного обмена способно снизить риск развития «туризмофобии» у местного населения.

В отличие от массового туризма, альтернативный туризм в общем и творческий туризм в частности оказывают меньшую нагрузку на экологию региона, так как осуществляется небольшими группами путешественников, менее концентрирован на посещении главных достопримечательностей и снижает эффект «сезонности». Неоспорима роль творческого туризма и в задачах сохранения историко-культурного наследия через приобщение гостей к местной культуре. Некоторые исследователи стали рассматривать творческий туризм как интерактивную форму культурного туризма. Впоследствии к творческому туризму стали относить любые поездки, ключевыми элементами которых являются творческое самовыражение участников, а также погружение в местные культуру и быт. 

Примером таких поездок и сотрудничества в творческом туризме являются выездные пленэры и мастер-классы художников (живопись на открытом воздухе), которые одновременно можно отнести к хобби-туризму.  Творческая деятельности художников подразумевает изучение тех объектов, окружающих явлений и пространства, которые они стремятся изобразить. Работа художника также нередко вызывает активный интерес со стороны местных жителей и способствует популяризации живописи и искусства в целом. Исходя из опыта Ассоциации Художников-Пленеристов России (АХП) некоторые из этих поездок могут быть организованы совместно с принимающей стороной на взаимовыгодной основе: в обмен на бесплатное проживание (или другие услуги) художники дарят организаторам часть своих работ, которые в дальнейшем могут использоваться для украшения публичных пространств этих мест, а также для изготовления сувениров. Партнерами этого сотрудничества могут выступать различные заинтересованные стороны: старинные усадьбы, религиозные центры, парки, промышленные или инфраструктурные объекты и прочие. Одновременно с этим художники освещают свои поездки и работу в социальных сетях и, в случае с профессиональными авторами, такое сотрудничество можно отнести к взаимному продвижению. Нередко участниками таких мероприятий являются представители из различных регионов России, что способствует укреплению их социокультурных связей.

Выставка «Пленэр в метро» в 2023г. на станциях метро «Савеловской» и «Петровского парка» г. Москва.

Выставка «Пленэр в метро» в 2023г. на станциях метро «Савеловской» и «Петровского парка» г. Москва.

 

Социокультурный взаимообмен гостей и местного населения способствует развитию творческой среды курортных территорий и усиливает благоприятный эмоциональный отклик у путешественника. Продукты и услуги творческого туризма могут выступать составной частью событийного туризма. Примечателен опыт проведения ежегодного гастрономического фестиваля в г. Вольске Саратовской области. У гостей этого фестиваля на берегу реки Волга есть возможность познакомиться с кулинарными традициями этого региона и перенять у местных жителей различные рецепты приготовления ухи. Фестиваль ухи позволил создать местный бренд, который ежегодно привлекает около 35 тыс. человек. Еще одним примером этого подхода может служить продукт творческого туризма Коломенской музейной фабрики пастилы, который включает театрализованные экскурсии и мастер-классы по приготовлению этих сладостей.

Активное изучение туристской территорий через погружение в местную культуру и быт позволяет удовлетворить потребность человека в саморазвитии и самовыражении. Наиболее распространенной практикой является включение продуктов творческого туризма в общий портфель предложений курортных предприятий, наравне с классическим экскурсионным и развлекательным обслуживанием. Например, один из лидеров туристской индустрии курорт «Mriya Resort & SPA» (расположен в Крыму) планирует предложить своим постояльцам возможность получить опыт в изготовлении вина, опираясь на всемирную известность региона в области виноделья. Гости курорта смогут посадить виноградную лозу, участвовать в уходе за ней, сборе урожая и производстве конечного продукта. Такой вид услуг располагает отдыхающих стать регулярными посетителями этого места.